Выражение «наставить рога» уже давно вошло в наш речевой обиход и устойчиво вызывает негативные ассоциации. Однако, оказывается, так было далеко не всегда. А самое главное – не везде. Не верится? А давайте-ка разберёмся!..

Относительно происхождения этого оборота существует несколько версий, причём каждая из них по-своему умилительна.
Согласно самой заоблачной гипотезе, выражение стало употребляться после того, как прекрасная древнегреческая богиня охоты Артемида разгневалась на любопытного юношу Актеона, случайно заставшего её в момент купания в лесу. Поскольку молодой красавец повёл себя дерзко и не только не скрылся, но, напротив, продолжал наблюдать за тем, как резвилась дочь Зевса со своими нимфами, оскорблённая жительница Олимпа плеснула ему в лицо водой, обратив в чудесного оленя с большими ветвистыми рогами. Ошеломлённый случившимся, Актеон помчался в лесную чащу, но там его мгновенно растерзали собаки охотников, вместе с которыми сам он и пришёл на поиски дичи.


Другая (уже более реальная) версия гласит, что фразеологизмом «наставить рога» мы обязаны древнегерманской традиции, по которой жёны уходящих на войну солдат надевали им на головы шлемы с рогами. Это означало, что пока муж сражается, его супруга остаётся полностью свободной, ведь домой он может и вовсе не вернуться. Так сказать, что же ей время-то терять… Вследствие подобной лёгкости нравов многие воины по окончании службы находили у себя дома не только саму неблаговерную супругу, но ещё и непонятно откуда взявшееся потомство: как говорится, куда деваться – такова жизнь.
И, наконец, по самому забавному свидетельству историков, в правление византийского императора Андроника I (XII в.) рога и вовсе являлись символом особой милости царствующего монарха. Зарекомендовав себя как пылкий любовник, император часто посещал жён различных своих подданных, компенсируя сговорчивым мужьям моральный ущерб правом охотиться в его личных владениях. На двери дома же, освещённого такой императорской милостью, вешали высокие ветвистые рога, которые были знаком почёта и искреннего расположения монарха. В народе же они быстро стали предметом шуток и анекдотов, а податливые супруги получили прозвище рогоносцев.


Вот так в одном маленьком выражении стали сочетаться сразу два больших смысла: оскорбления и соблаговоления. Что делать – единство и борьба противоположностей, истинная диалектика жизни.

Фото взято из открытых источников

Лейла Каппушева
Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *